Объяснение и смысл фильма – Бегущий по лезвию 2049

5 октября в прокат вышел долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева – фильм, который, развивая идеи оригинальной ленты Ридли Скотта, выводит их на новый уровень (хотя и уходит немного в сторону от философских изысканий первой картины). В центре внимания второй части – репликант-полицейский из Лос-Анджелеса Кей, охотник за непокорными андроидами. Во время одного из своих рейдов он обнаруживает то, что заставляет его не только сомневаться в своем истинном происхождении, но и грозит перевернуть все устройство современного ему мира, где репликанты являются рабами. Конец фильма, однако, оставляет множество вопросов, на самые насущные из которых мы постарались дать ответы в нашем материале.


Почему репликант Рэйчел смогла родить ребенка

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Как мы помним, в финале фильма Ридли Скотта 1982 года «блейдраннер» Рик Декард (Харрисон Форд) сбежал с Рэйчел (Шон Янг) – уникальным репликантом, все возможности которой, однако, в тот момент были нам неизвестны. Некоторые концовки (всего было семь версий ленты) демонстрировали нам, как Рик и Рэйчел спокойно едут где-то по сельской местности, однако каноническая режиссерская версия оставляла финал открытым.

После их побега, как и предполагал Декард, их стали искать охотники на репликантов. Тогда он связался с подпольной группировкой репликантов, именующей себя Сопротивлением, в которую входили также Саппер Мортон (Дэйв Батиста) и Фрейса (Хиам Аббасс). Именно Сопротивление организовало тот самый «блэкаут» – инцидент, когда по всей Земле было отключено электричество, из-за чего были уничтожены базы данных со сведениями о репликантах и их перемещениях.

Незадолго до «блэкаута» у Рика Декарда и Рэйчел родился ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена неподалеку от дома Саппера Мортона. Ребенок – девочка – выжил благодаря усилиям Мортона, который когда-то был врачом. Понимая, что появление этого ребенка может круто изменить весь мировой порядок (где, напомним, репликанты являются рабами – а этот ребенок делает вопрос о правах андроидов риторическим), Сопротивление решило спрятать ее, чтобы не подвергать опасности.


кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Лента 1982 года нарочно поднимала вопрос о размытии границ между человеком и репликантом, причем дело не только даже в том, что последние теперь состояли не из гаек и болтов, а из плоти и крови, но и в восприятии мира и самих себя. Из «Бегущего по лезвию 2049» понятно, что доктор Тирелл разработал «уникальную» Рэйчел (прототип Nexus 8) именно с прицелом на то, что у нее будет «человеческая» репродуктивная система. Учитывая, что Саппер Мортон называет рождение ею ребенка чудом (и есть веские основания ему верить), можно заключить, что Рэйчел была единственным репликантом с такими возможностями. После смерти Тирелла и «блэкаута» технология была безвозвратно утеряна, так что о робо-разработках с «человеческими» возможностями никто некоторое время даже не догадывался, и репликанты продолжали оставаться существами второго сорта.

Как мы уже отметили, после смерти Рэйчел было решено спрятать рожденного ею ребенка, и Сопротивление отправило девочку в «приют» в Сан-Диего – то есть на ту самую свалку, которую мы видели в одном из опубликованных в рамках промо-кампании клипов. Возможно, условия здесь были не самые подходящие для малышки, зато ее воспринимали именно как человеческого ребенка, и потому репликантам, знавшим правду, можно было ни о чем не волноваться. Тогда же в нерабочей печи была спрятана деревянная лошадь с датой рождения девочки, которую потом нашел Кей.

Из-за того, что девочка страдала аутоиммунным тиреоидитом (возможно, из-за ее необычного происхождения), она долгое время была на карантине и не могла попасть в Лос-Анджелес. Тем не менее, на момент действия «Бегущего по лезвию 2049» уже повзрослевшая дочь Рика Декарда и Рэйчел работает на корпорацию Неандера Уоллеса (Джаред Лето), создавая воспоминания для репликантов. И зовут ее доктор Ана Стеллин (Карла Юри). Никто, включая Уоллеса, не знал правду о ее происхождении.


Зачем Неандеру Уолессу ребенок Рэйчел и Рика Декарда

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Главный антагонист фильма «Бегущий по лезвию 2049» – это Неандер Уоллес, новый создатель репликантов, в свое время купивший обанкротившуюся корпорацию Tyrell, ее разработки и патенты. Как мы помним из событий короткометражки «2036: Возрождение Nexus», Уоллесу удалось убедить правительство в том, что репликанты поколения Nexus 8 абсолютно безопасны и целиком и полностью подчиняются человеку (для этого он даже приказал своему помощнику-андроиду совершить самоубийство), и заново запустить массовое производство роботов. Вместе с тем Ниандер Уоллес активно поддерживает идею колонизации человечеством пригодных для жизни планет, и его репликанты играют во всем этом очень важную роль (но сам Уолесс, разумеется, себе на уме).

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Цель, которую преследует Уоллес, очень проста – ему нужна власть. Причем он уже давно миновал ту планку, которую когда-то ставил себе доктор Тирелл – он берет выше. Для него репликанты – это уже не просто результат «покорения» природы человеком, тут нет «спортивного интереса» обыграть природу. Неандер Уоллес видит в послушных рабах-репликантах, беспрекословно выполняющих его приказы (достаточно вспомнить Лав (Сильвия Хукс)), способ сделать человечество (и не только) зависимым от его разработки. Однако он сталкивается с весьма предсказуемой проблемой – он не может увеличить производство репликантов, а того количества, которое он может «осилить», ему объективно не хватает для достижения целей. И тут он узнает о том, что есть ребенок, рожденный репликантом.

Уоллес понимает, что «живородящие» роботы могут обеспечить его почти бесконечным количеством рабов. Однако новая проблема: не осталось никаких записей о том, как была создана Рэйчел, она сама уже много лет как мертва, следов ее ребенка нет, и Уолесс, соответственно, не может ее воспроизвести. Однако когда на горизонте появляется Кей (Райан Гослинг), обнаруживший останки некоей женщины-репликанта, погибшей от последствий кесарева сечения, Ниандер Уоллес понимает, с чем он имеет дело. Пока Кей пытается понять, является он ребенком Рэйчел и Рика Декарда или нет, Уоллес создает клона Рэйчел и отправляет Лав следить за Кеем, который отправляется на поиски Декарда, причем ей дан приказ не щадить никого, кто встанет на ее пути (участь лейтенанта Джоши (Робин Райт) – яркий пример самозабвенного послушания и жестокости Лав).


В чем суть противостояния Сопротивления и Неандера Уолесса

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Подпольная группа репликантов, устроившая «блэкаут» до появления корпорации Неандера Уоллеса, а теперь борющаяся против его рабской политики по отношению к андроидам, называет себя Сопротивлением. Ее возглавляет та самая одноглазая Фрейса, которая раскрыла Кею правду о его происхождении. Рождение Рэйчел ребенка утвердило Сопротивление в мысли, что однажды и они, репликанты, будут считаться равными людям – и потому они продолжают действовать, несмотря на то, что объективно силы не равны, и Уоллес с каждым новым «роборабом» все ближе к «почти официальному» статусу Бога.

Кстати, о Боге. Забавен тот факт, что Неандер Уоллес называет себя Богом, а своих репликантов – ангелами, однако именно в рядах Сопротивления рождается та, кто может построить новый мир и поставить под сомнение власть «Бога». Можно ли назвать дочь Рэйчел пророком? Пожалуй. Хотя она сама об этом и не догадывается.

Финал «Бегущего по лезвию 2049» оставляет открытым вопрос об исходе противостояния Неандера Уолесса и Сопротивления – вполне можно ожидать, что дальнейшие фильмы франшизы (в их появлении можно не сомневаться) будут строиться именно вокруг этого. Тут надо отметить, что конец оставляет и Уолесса, и Сопротивление ни с чем. Кей подстраивает смерть Рика Декарда и умирает сам. Декард встречает свою дочь. Сопротивление не получает девушку, Уолесс не получает девушку. Игра продолжается.


Смерть Кея и теория о том, что он – сын Рика Декарда и Рэйчел

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Когда мы впервые встречаемся с Кеем, он предстает перед нами как более чем образцовый и законопослушный репликант: и на службе у него все хорошо, и дома, где его ждет голограмма по имени Джой (Ана де Армас). Однако после встречи с Саппером Мортоном и последующих событий, напрямую связанных с той самой деревянной лошадкой, Кей, всегда твердо знавший, что он – репликант, начинает подозревать, что его «имплантированные» воспоминания на самом деле реальны, и он – сын той самой женщины-репликанта, скелет которой он обнаружил. Кей верит этой ошибочной, как выясняется затем, теории, однако потом понимает, что в него были вложены воспоминания настоящего ребенка Рэйчел – Аны Стеллин, и он на самом деле один из многих обыкновенных репликантов. Никаких «близнецов» на самом деле не было.

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Однако больше этого интересна другая линия, связанная с Кеем – его взаимосвязь с Джой. С одной стороны, голограмма Джой была создана специально для того, чтобы у репликанта вроде Кея было «ощущение жизни». Возможно, Джой даже была запрограммирована на то, чтобы по-своему любить Кея и заботиться о нем. Однако по ходу действия «запрограммированности» не видно – как Кей питает к Джой вполне человеческую привязанность (хотя реальных чувств между ними, репликантом и голограммой, быть не может), так и Джой – к Кею. Кей видит в Джой живое существо, ее любовь дает ему силы жить. Отчасти именно потому, что разыграны их чувства как человеческие (в соответствии с авторским замыслом), «смерть» Джой производит на зрителей такое опустошающее впечатление.

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Теперь о финале. Все последние действия и решения Кея – как раз один из вероятных ответов на вопрос о том, возможен ли мирный исход извечного противостояния репликантов и людей. К тому же то, что Кей пожертвовал жизнью ради встречи отца с дочерью, заставляет нас оглянуться назад, на фильм Ридли Скотта, и вспомнить знаменитый монолог Роя Батти (Рутгер Хауэр). Кей, как и Батти, принял свое место в мире и свою судьбу, проявил гуманизм по отношению к человеку и в конечном счете сделал человеколюбие смыслом своего существования (именно смыслом – как у человека). (И кстати – помните, какая музыка играла, когда умирали Батти и Кей? Этот нюанс делает посвящение наиболее заметным, в то же время подтверждая, что Кей действительно умер.) Таким образом «Бегущий по лезвию 2049», с одной стороны, подчеркивает, что мир между людьми и репликантами возможен, а с другой – отмечает, что в любом поколении андроидов, независимо от «предустановок», могут проявляться присущие исключительно людям чувства (эволюция, причем это касается и Джой).


Почему больше нет границы между репликантами и людьми

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию сон с единорогом специально для того, чтобы сделать намек на «искусственное» происхождение Рика Декарда более осязаемым. Однако, несмотря на это, споры о том, человек он или нет, продолжаются до сих пор. «Бегущий по лезвию 2049» подливает масла в этот костер, не давая однозначного ответа (хотя многие теории поклонников теперь склоняются к тому, что Декард – человек), но в то же время заявляет, что главное в фильме – рождение ребенка у Рэйчел, которая абсолютно точно является репликантом.

И все же сиквел очень плотно работает с проблемой тонкой грани между человеком и репликантом, рассматривая ее с разных сторон. Так, во время разговора Неандера Уолесса и Рика Декарда первый демонстрирует «воссозданную» Рэйчел (ее сыграла актриса Лорен Пета, на которую с помощью технологии motion capture «наложили» внешность молодой Шон Янг). Он рассказывает Декарду «истину»: на самом деле доктор Тирелл подстроил их встречу с Рэйчел, чтобы посмотреть, сможет ли его гениальное изобретение родить ребенка от другого репликанта (и снова – Декард человек или репликант? Кажется, создателям просто нравится не давать определенный ответ на этот вопрос). Уолесс предлагает Декарду клона Рэйчел в обмен на информацию об их ребенке. Декард решительно отказывается, и Лав убивает двойника – таким образом подчеркивается, что и для человека, и для репликанта не важна природа его происхождения – важны его поступки и выбор, от которых зависит судьба других (разумеется, в данном случае важнее судьба дочери Декарда и Рэйчел, а не клона).

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

В то же время, если отмотать назад, можно вспомнить, что когда Кей находит Рика Декарда в пустыне, тот ведет совершенно бессмысленную жизнь репликанта (в данном случае это метафора), а к концу ленты, когда состоялась его встреча с дочерью, у его существования появляется смысл, как у человека. То же самое с Кеем (хотя этот момент мы уже отметили) – он, репликант, пожертвовал собой, обрел смысл жизни (любовь), выполнил свой долг и получил свободу, умерев смертью, достойной человека (и снова метафора).

кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049

Сама же Ана Стеллин, всецело захватывая зрительское внимание в финале ленты, подводит своеобразный итог: она была рождена репликантом как человек. Теперь границ между людьми и андроидами не существует, фактически – это отменяет само понятие «репликант», выдвигая на первый план более общее и дополненное понятие «человек». В какой-то мере это означает, что и идеи Неандера Уолесса, и идеи Сопротивления больше ничего не значат и не имеют смысла. Однако этим двум противоборствующим силам только предстоит понять это и прийти к миру – проделав такой же трудный и извилистый путь, какой прошел репликант Кей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MySea